22. Теории мотивации и их применение на практике.

Теория мотивации достигла психологической зрелости в 1940 –ых. Сейчас западную ветвь подразделяют на две группы: содержательную ( исследование содержания, что побуждает? ) и процессу­альную ( последовательность шагов, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания) тео­рии Целесообразно рассматривать их параллельно, выделяя основные понятия теории мотивации потребность и вознаграждение
Потребность - физиологическое или психическое ощущение недостатка чего-либо. Первичные потребности - физиологические и врожденные.     Вторичные потребности - психологические потребности в пище, воде воздухе, потребности в успехе, унижении, привязанности сне, сексе. общении, принадлежности к чему-либо
При достижении цели удовлетворение потребностей может быть положительным, частичным , отрицательным
В результате человек склонен повторять поведение в сходной ситуации .В результате человек склонен избегать повторения поведения
Человек ищет сами подобные ситуации. (Вторичные по­требности имеют постоянный или очень продолжительный характер).
Потребность Побуждение (ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную цель.)
Структура потребностей человека определяется его местом в социальной иерархии и ранее приоб­ретенным опытом. Большой разброс. Разные люди              Разные действия по их удовлетворению.
Вознаграждение - все, что человек считает ценным для себя.
внутренние
Чувство самоуважения, удовлетворенность результатом, неформальное общение и т.д.
То, что организация дает за работу, зарплата, премии, похвалы, статус, льготы и т.д.
Регуляторы мотивации
Рабочая среда ( раб. место. вознаграждение (оплата труда и безопасность (принадлежность, и удобства, физические условия работы и т.д.) и др. выплаты, выходные дни, причастность, уважение, стиль системы социальная и мед. обслуживания)
управления и т.д.)
Главные мотиваторы.
Личное развитие (ответственность, экспериментирование Чувство причастности (доступ к информации, новый опыт, обратная связь). консультации, совместное принятие решений,
эффективные коммуникации, возможность представлять кампанию).
Модели мотивации Модель Маслоу ( пирамида потребностей) (содержательная) Составляющие модели закономерности методика применения недостатки
5 категорий потребно   [Прежде, чем потреб- Основная задача: определить I .Необязательно стен: физиологические |ность более высокого психологический портрет      полное удовлстворс-- в еде воде убежище, уровня будет удовлс- работника, имеющего одну отдыхе, сексе: творена, должны       или несколько активизиро-
лотребности в безопас- \быпн, удовчетвиреиы ванных потребностей, и на­нести и уверенности в ^потребности низших значит его на такую лолж-будушем: уровней. еностъ. чтобы они 6
социальные - в принад- Потребность в само- лстворсны с польз! Лежности к чему-либо, в1выражении имеет социальном взаимодей- ^спиралевидный ха-
нис более "низких " потребностей, для того, чтобы более высокий уровень по-1 ылиудов- требностей начал йдляор- влиять на человека, .ганизацил. '2,Подобной структу-:
{Основой технологии создания ры в чистом виде не j
ствии, привязанности, поддержке, принятии другими;
вуважении - в само­уважении, личных дос­тижениях, компетент­ности, у важении со сто­роны окружающих: в самовыражении - в реализации потенциала и личностном росте.
Основание - фил иод;:
j-ичсские потребности.
рактср связи, что дс-   мотивационнон модели яв-ласт процесс мотива- ляются психографнчсскис ;ции бесконечным.     профили, содержащие коли­чественные и качественные параметры.
В целом с дополнением пси­хологическими характери­стиками отдельных групп работников может служить основой для расстановки персонала
существует З.Нс учтены индиви­дуальные различии людей.
4. Идея о цепочке потребностей и их автоматическом удовлетворении не подтверждается практикой
5. В России не адап­тируется.
6. Не учтен процесс воспроизводства по­требности со времс-
jhcm.
Теория ERG К Альфреда Составляющие модели     Закономерности Методика применения
Потребности человека Очень похожо нэ тео- Отличие в порядке у довлс-
составлмют иерархию рию Мос.лоу творения потребностей Мас-
Она составляет три лоу считал, что человек дви-
уровня: гжется по иерархии вверх Ес-
I. Потребность сущест- ли не удовлетворена потреб-
вованкя (Extslcncc) ность более низкого порядка.
Удовлетворяется таки- не удовлетворяется потрсб-
ми факторами, как пи- ность следующего порядка

Теория Ф.Герцберга "двухфакторная модель" (содержательная). Вес факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом, разбил на 2 группы (внешние, по отношению к труду (гарантии сохранения работы, социальный статус и т.д.) и мотивационные (признание заслуг, процесс труда и т.д.), связанные с процессом труда).
Теория усиления мотивации Скиинера. Мотивация зависит от прошлого опыта людей. Наличие стшгулов вызывает определенное поведение у человека. Если последствия положительные, то ра­ботник аналогично будет себя вести в подобной ситуации и в будущем. Неоднократное повторе­ние одних и тех же (положительных) результатов приводят к формированию поведенческой установки.
Теория Маркгрегора. На основе отношения человека к труду (леньтяй. не ответственный либо же­лающий трудиться и т.д.) Промежуточный тип теория Оучи (тип Z).
Практические советы Хамнера:

Одним из важнейших факторов мотивации является коллектив (устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели и обладающей групповой сплоченностью). Люди могут получать удо­вольствие от принадлежности к коллективу.
Факторы групповой сплоченности:

Сторонники содержательных теорий мотивации относят деньги к малозначимым факторам. Сто­ронники процессуальных теорий наоборот (деньги удовлетворяют большое число потребностей).

Сайт управляется системой uCoz