Фирма - это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма имеет следующие признаки:
1) представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу;
2) юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима: имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план
3) является своеобразным посредником в производстве
4) любая фирма самостоятельно принимает все решения, связанные с ее функционированием, поэтому можно говорить о ее производственной и коммерческой независимости
5) целями фирмы считаются получение прибыли и минимизация издержек.
Но существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют такие цели как:
1) повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса:
2) сохранение штата служащих. Стремясь к этому руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда осуществляет трансфертные платежи, т. е. стимулирует индивидуальный результат рабочего:
3) выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы;
4) производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок. Внедрение в производство новейших технологий позволяет изготавливать более качественный и конкурентоспособный продукт за более низкий объем времени.
Любая фирма, прежде чем начать производство, должно четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы' с издержками, которые предстоит понести. Издержки - это всё. что производитель затрачивает в целях
Издержки фирмы |
||
В сфере обмена и передачи прав |
транзакционные |
контроля |
По отношению к внутренней и внешней среде фирмы |
явные (внешние) |
неявные (внутренние) |
По временному периоду |
постоянные |
переменные |
Транзакционные издержки - это издержки на заключение и совершение сделки. При передаче прав собственности, обмене, заключении контрактов и т.д. возникают издержки на проверку достоверности предоставляемой информации, сбор необходимой документации, обеспечение правомерности сделки и пр. Противоположными транзакционными издержками являются издержки контроля, то есть затраты на контроль любых внутренних взаимодействий в фирме. Например, две фирмы заключают между собой сделки, взаимодействуют, подписывают контракты и т.д Издержки на их взаимодействие - являются транзакционными. Потом эти фирмы объединились и стали одной организацией. В этом случае все издержки, которые возникают в процессе взаимодействия двух подразделений одной фирмы (отделений, филиалов и т.д. - смотря по какому принципу объединились две организации) становятся издержками контроля. То есть фирме необходимо будет отслеживать внутренние взаимодействия, выполнение обязательств, достижение внутренних целей и т.д. Таким образом, чем больше фирма, тем выше издержки контроля.
По отношению к внешней и внутренней среде фирмы издержки разделяются, соответственно, на внешние (или явные) и внутренние (или неявные). К внешним затратам фирмы относятся издержки на взаимодействие с внешней средой данной фирмы - например, платежи поставщикам сырья. К неявным затратам фирмы относятся затраты на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также затраты на такой важный ресурс как предпринимательский талант. Издержки, разделяемые по отношению к временному периоду, в котором мы рассматриваем данную фирму. ИЗУЧИМ подробнее.
Краткосрочный и долгосрочный период.
В краткосрочном и длительном периоде у производителя разные цели и разные затраты.
Поведение производителя (фирмы) |
|
В краткосрочном периоде (short-run - SR) |
В долгосрочном периоде (long-run - LR) |
Это период существования фирмы, когда одни факторы производства являются переменными, а другие постоянными. |
Это период существования фирмы, когда все факторы производства являются переменными. |
К постоянным факторам производства будут относиться: здания, сооружения, оборудование и т.д. |
Фирма может изменять условия производства: размеры зданий, количество машин и оборудования и т.д. |
Неизменным остается количество фирм в отрасли (в течение этого периода фирмы не уходят с рынка и не выходят на него). |
Количество фирм в отрасли изменяется, потому что фирмы |
Краткосрочный период, как правило, охватывает несколько месяцев |
Долгосрочный - от полугода до нескольких лет |
Можно еще выделить кратчайший период существования фирмы, когда все факторы производства постоянны.
Издержки производителя Постоянные издержки.
Итак в краткосрочном периоде фирма обладает постоянными факторами производства, а значит, затрачивает на них постоянную величину собственных средств. То есть мы можем выделить такое понятие, как постоянные издержки.
Постоянные издержки (fixed cost. FC) - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными, вне зависимости от изменения величины объема производства.
Величину постоянных издержек можно изобразить на графике. Так как это неизменная величина.
то на графике постоянные издержки будут изображаться в виде прямой линии:
По горизонтальной оси отложим величин) выпуска, производимого данной фирмой.
По вертикальной оси - затраты, необходимые для производства этого выпуска.
Как видите, какой бы объем выпуска продукции ни производила фирма, издержки этого вида остаются неизменными.
Допустим, что производитель наращивает объемы выпуска продукции. В краткосрочном периоде это происходит за счет увеличения затрат переменных факторов производства. Тогда мы можем рассчитать долю постоянных издержек в объеме выпуска. Как? Найдем отношение постоянных затрат к объему выпуска. Это отношение называется величиной средних постоянных издержек.
AFC=FC\Q
Средние постоянные издержки (average fixed cost, AFC) - постоянные затраты на производство единицы выпуска.
Для наглядности изобразим средние постоянные издержки на графике:
Точка 1 характеризует меньшую величину (по сравнению с ситуацией, представленной точкой 2) выпуска продукции донной фирмой. По мере увеличения объемов выпуска, доля постоянных затрат в производстве единицы выпуска снижается, потому что в краткосрочном периоде производитель наращивает объемы производства за счет переменных факторов производства, то есть тех, величину которых он может изменять и при помощи которых он может влиять на величину выпуска.
Помните, когда мы рассматривали уравнение производственной функции, то говорили об одном или двух переменных факторах, а все остальные признавали постоянными и не принимали их в расчет, потому что затраты на них.
- величина неизменная и доля, которую они вносят в величину выпуска тоже. Соответственно, точка 2 характеризует ситуацию возросшей величины выпуска Продукции и относительно маленькой доли постоянных издержек в этом выпуске. Итак, график средних постоянных издержек - это убывающая функция.
Переменные издержки
Мы обсудили постоянные издержки как затраты на постоянные факторы производства. А как же затраты на переменные факторы - то есть переменные издержки:
Переменные издержки (variable cost) - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде меняются в зависимости от изменения величины объема производства.
В отличие от постоянных издержек, величина которых не меняется при изменении объема выпуска, переменные издержки растут при увеличении объема выпуска, и уменьшаются при его снижении. Только это нелинейная взаимосвязь (то есть график переменных издержек будет представлен не прямой, а кривой линией). Почему? Потому что сначала производству необходимо нарастить определенную величину переменных факторов производства, поэтому переменные издержки растут быстрее, чем объем производства. Когда фирма достигает относительно эффективной величины объема производства, происходит некоторая экономия переменных издержек, тогда они начинают увеличиваться медленнее, чем объем выпуска.
То есть график переменных издержек будет представлен в виде кривой, которая сначала будет выпуклой по отношению к вертикальной оси. а после определенной величины выпуска продукции -выпуклой по отношению к горизонтальной оси Построим график переменных издержек:
График переменных затрат строится в той же системе координат, что и постоянных издержек: по вертикальной оси - размер затрат, по горизонтальной - объем выпуска. Точка на графике характеризует ситуацию, при которой фирма достигает оптимальных размеров производства и переменные издержки затрачиваются с меньшей скоростью. Так же как и для постоянных, для переменных.
издержек мы можем рассчитать вклад переменных ресурсов в объем производства. То есть посчитать величину средних переменных издержек:
Средние переменные издержки (average variable cosi, AVC) - переменные затраты на единицу выпуска.
Построим график средних переменных издержек:
Сначала доля переменных издержек при увеличении объема производства снижается. Когда доля переменных издержек достигает своего минимума - это значит, что фирма достигла эффективного размера производства, а после этой точки величина средних переменных издержек начинает возрастать.
Расчет общих издержек
Итак, постоянные издержки - это затраты на постоянные факторы производства, переменные издержки - на переменные. Значит, зная величина и тех, и других, мы можем рассчитать размер общих издержек для данной фирмы.
Общие издержки (total cost) - сумма постоянных и переменных затрат фирмы, производящей определенный объем выпуска в краткосрочном периоде. Итак, общие издержки- это сумма
TC=FC+VC
График общих издержек также получаем суммированием затрат.
Кроме этого, по аналогии с постоянным и переменными издержками, мы можем посчитатьи средние общие издержки.
Средние (общие) издержки (average (total) cost. \\АТС) затраты на изготовление единицы выпуска. С одной стороны, мы можем выразить величину средних общих издержек через отношение общих издержек к объему выпуска. С другой стороны, общие издержки это сумма постоянных и переменных издержек. А это значит, что средние постоянные издержки также могут быть представлены в виде суммы средних постоянных издержек и средних переменных:
Atc=tc/q=(fc-vc)/q=afc+avc
Соответственно, график средних общих издержек мы получаем .через суммирование графи средних постоянных и средних переменных:
Наиболее эффективным выпуском будет тот, который соответствует минимальному размеру средних общих издержек. То есть на единицу выпуска будет приходиться минимальное количество затрат на её производство, На рисунке ситуация эффективности производства обозначена черной точкой. Эта точка (минимум средних общих издержек) характеризует наиболее эффективную величину выпуска.
Мы уже упоминали термин эффективность. Теперь, когда Вы знаете теорию издержек. можно дать его определение:
Эффективность - характеристика соотношения объема произведенных благ и затрат на их производство
Предельные издержки
Мы уже не раз упоминали понятия с определением «предельный»: предельна полезность, предельная производительность, предельный продукт. Это величины, которые рассчитываются при изменении каких-либо параметров на единицу. В таком случае предельные издержки мы можем определить по отношению к увеличению (приращению) объема производства:
Предельные издержки (marginal cost, МС)- увеличение общих затрат, которое вызвано приращением объема производства на одну единицу. Как посчитать предельные издержки?
Как отношение изменения общих издержек к изменению объема выпуска:
Mc=tc/q=(fc+vc)/q=afc+avc
Общие издержки мы можем представить в виде суммы переменных и постоянных затрат.
Итак, предельные издержки - это сумма изменения величины постоянных изменения объема выпуска и изменения величины переменных издержек на объема выпуска производства. Но ведь постоянные издержки в краткосрочном периоде не меняются, то есть: AFC=0.
А это значит, что предельные издержки - это, прежде всего, изменение отношению к изменению объема выпуска на единицу, то есть изобразим издержек на графике:
Кривая предельных издержек пересекает кривые средних переменных и средних общих издержек в точках их минимума. После этих точек кривые средних общих и средних переменных издержек начинают возрастать, а издержки на факторы производства - увеличиваться. Что происходит с величиной предельных издержек:
Изменение предельных издержек |
Как это отражается на графике |
Предельные издержки меньше средних общих: МС < АТС |
Кривая предельных издержек Ниже кривой средних общих затрат. Имеет смысл наращивать производство |
Предельные издержки равны средним общим; МС = АТС |
Кривая предельных издержек пересекает кривую средних общих в точке ее минимума, Тачка эффективного производственого выпуска |
Предельные издержки больше |
Участок кривой МС - над крупой средних общих. После точки пересечения средние издержки начинают увеличиваться с каждой единицей объема производства. Дальнейшее производство не выгодно для производителя |
В курсе микроэкономики, как правило, исходят из того, что основной целью функционирования фирмы является максимизация прибыли. Такое предположение является одной из базовых предпосылок традиционной, неоклассической теории фирмы.
В условиях рыночной экономики прибыль — это главный стимул и основной показатель эффективности работы любого предприятия. Прибыль является источником материального благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного развития. Поэтому каждый предприниматель, каждый трудовой коллектив будет стремиться к тому, чтобы всячески ее увеличить.
Различают три группы теорий прибыли:
1. Компенсаторые и функциональные теории прибыли, утверждающие, что прибыль есть вознаграждение предпринимателю за его услуги по координации и контролю многообразной деятельности фирмы, а также за риск. т.е. как доход от фактора предпринимательство.
2. Теории монопольной прибыли и прибыли рыночного дисбаланс утверждают, что прибыль может быть результатом удачи, везения, конкурентных преимуществ, рыночного дисбаланса и (или) недостаточно энергичной конкуренции. В реальной действительности рынки характеризуются, как правило, сложившимся неравновесием и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, что позволяет им получать монопольную прибыль.
3. Технологические и инновационные теории прибыли приписывает прибыль технически передовым методам производства, новым методам управления, маркетинга, финансирования и бухгалтерского учета, которые содействуют росту прибыли посредством оперативной экономии и инновационной продукции, которая позволяет получить доход, превышающий издержки. Так, Р. Барр писал, что прибыль рождается из новшеств и является вознаграждением, которое побуждает предпринимателя к постоянным нововведениям. Однако получение прибыли от нововведений не является долгим процессом, по мере распространения инноваций инновационные фирмы постепенно теряют свои первоначальные преимущества: усиливается конкуренция, в ответ на увеличение предложения падают цены и, следовательно, прибыль.
Различия между тремя группами теорий прибыли позволяют сделать, вывод, что не существует одной причины или объяснения получения прибыли, на практике прибыль (как нормальная, так и экономическая) есть результирующая различных факторов влияния, включая успешное выполнение предпринимательской функции, предоставление покупателям продукции, отвечающей их требованиям, умелое обращение с неопределенностью, быстрое реагирование на возникающие на рынке изменения, получение монопольных преимуществ, технологическое превосходство, разработку и производство инновационной продукции.
В общем виде прибыль определяется как разница между суммарной выручкой и суммарными издержками.
Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими (внешними) издержками образует бухгалтерскую прибыль Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними, включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя) образует экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль — это абсолютный показатель, фиксирующий налличие прибыли или убытков. Фирма может получать прибыль, выплачивать дивиденды, платить и налоги, но экономическая прибыль может оказаться отрицательной. Это означает, что, вложив ресурсы в иные виды бизнеса, можно было бы получить большую прибыль. Бухгалтерская прибыль и «его не говорит о положении предприятия в сравнении с другими фирмами. Нормальная же прибыль свидетельствует о том, что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике. Предприятие, у которого бухгалтерская прибыль равна нормальной, получает нулевую экономическую прибыль. Наличие же положительной экономической прибыли означает, что данное предприятие наилучшим обрезом распорядилось своими ресурсами. Таким образом, именно положительная экономическая прибыль наиболее точный индикатор эффективности работы предприятия.
Под нормальной прибылью понимают минимальный уровень прибыльности, необходимый для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности. Прибыль — это разница между суммарной выручкой (TR — P-Q), или суммарным доходом, который получает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками (ТС), которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию.
П= TR- ТС = P-Q- ТС, где Р — цена единицы продукции: Q — количество продукции. Доход предприятия и его виды
В экономической теории различают два вида дохода: во-первых, доход как понятие частнохозяйственное, т.е. на микроуровне. Сюда относятся доходы от работы по найму (трудовой доход), от предпринимательской деятельности, от собственности; во-вторых, доход как понятие народнохозяйственное (национальный доход), т.е. на макроуровне
Самое общее представление о доходе на микроуровне мы можем получить из следующего его определения,
Доход — это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.
Это итог работы предприятия (фирмы), физического лица либо всего общества в денежном выражении (в рублях, долларах, марках и т.д.).
Классификация доходов производится по разным критериям. Если различать доходы в зависимости от субъекта присвоения (того, кто получает), то в этом случае доходы делятся на:
- доходы населения;
- доходы предприятия (фирмы);
- доходы государства;
- доходы общества (национальный доход).
Совокупность этих доходов определяет максимальный спрос общества. Далее, в зависимости величины полученного и реально располагаемого дохода в доходах населения выделяют:
- номинальный доход — это общая сумма полученных денег:
- располагаемый или чистый доход — это остаток после выплаты налогов:
- реальный доход — чистый доход с поправкой на изменение цен. При анализе доходов предприятия или фирмы обычно оперируют понятиями:
- валовой доход, который равен выручке от реализации всей продукции (в денежных единицах: рублях, долларах и т.д.);
- средний доход, рассчитываемый на единицу проданной продукции:
- предельный доход, который представляет собой приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции. Его рассчитывают как отношение прироста валового дохода к приросту количества продукции. Таким образом, валовой (или совокупный) доход TR, получаемый фирмой, pавен цене продукта (Р). умноженной на количество проданных единиц (0); TR = P*Q.
При несовершенной конкуренции цена продукта зависит от количества проданных единиц. Р =/(()-
Следовательно. TR =/(Л0.
Доход записывается как TR. а не просто как R. потому что его размер зависит[от объема выпуска продукции.
Предельный доход MR представляет собой его приращение A TR в результате увеличения выпус-
Средний доход AR представляет собой доход, получаемый от продажи ' единицы продукции:
AR=™
Q
Заметим, что средний доход представляет собой просто цену единицы продукции: Q
Различение валовых и предельных доходов имеет важное значение в связи с функционированием закона убывающей доходности. Суть этого закона в том, что дополнительно применяемые затраты одного фактора при неизменном количестве других факторов производства дают все меньший объем дополнительной продукции и следовательно, валового дохода, Динамика валового дохода фирмы может быть представлена графически (рис, 6,14).
График предельного дохода легко определить на основе графика динамики валового дохода фирмы.
Предельный доход после 7-й позиции товара отрицательный, ибо увеличение Q ведет к уменьшению валового дохода.
В условиях насыщенного рынка предельный доход обычно меньше цены. Это связано с тем, что увеличение предложения товара приводит к уменьшению рыночной цены.
Относительную величину доходов фирмы (предприятия) характеризуют: норма прибыли (отношение прибыли к издержкам производства) и рентабельность (отношение прибыли к стоимости основных и оборотных фондов).
Доход, полученный предприятием от продажи изготовленного продукта, распределяется в определенной зависимости от факторов производства. Заработная плата образуется в зависимости от величины вложенного труда, рента — от стоимости используемого земельного участка, прибыль и процент — от размера используемого капитала. Все эти формы факторных доходов выступают в рыночной экономике как цены факторов производства. Принцип максимизации прибыли
Существует два подхода к поиску объема производства, при котором прибыль фирмы достигает своего максимума.
Первый подход «полные издержки — совокупный доход» заключается в сравнении валового дохода и валовых издержек. Малые фирмы, не имеющие крупных бухгалтерских подразделений, часто именно так и поступают. В данном случае бухгалтер чисто опытным путем перебирает соотношения издержек и доходов при разных объемах производства и останавливается на том из них, который обеспечивает наилучший результат.
Более точным способом определения оптимального объема производства, обеспечивающего получение максимальной прибыли, является «предельный подход».
Необходимым условием максимизации прибыли является выполнение следующего равенства (первая производная функции прибыли
(77=77 — ТС) должна быть равна нулю): Л<2 AG Д<2 а поскольку.
A TR/AQ = MR, Д TC/AQ = МС, то ДЯ/Д0=МЛ - МС =0 => М7?=МС.
Экономический смысл данного выражения заключается в следующем. Если добавочная выручка от производства дополнительной продукции превышает добавочные издержки (MR > МС), то, увеличив выпуск, можно повысить прибыль. Напротив, если издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода (МЛ < МС), то, произведя соответствующую единицу товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки. И только когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС), невозможно увеличить прибыль, изменяя объем выпуска. Следовательно, именно при таком объеме производства прибыль фирмы достигает своего максимума.
Правило MR = МС справедливо для любого типа фирм — как конкурентных. так и неконкурентных.
В условиях совершенной конкуренции цель деятельности фирмы объективно предопределена. Чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли Фирмы, максимизирующие прибыль, спустя некоторое время могут умножить свой капитал и устойчиво развиваться, используя механизмы самофинансирования и покупки других фирм. Что же касается фирм, преследующих иные цели, нежели прибыль, то они могут иметь в лучшем случае меньшую прибыль, чем первые, что сократит их инвестиционный потенциал; в ряде случаев они могут, неся финансовые потери, вообще оказаться вытесненными из мира бизнеса. Таким образом, по истечении некоторого времени выжившими в конкурентной борьбе окажутся лишь те фирмы, которые руководствуются в своей деятельности мотивом максимизации.
тех которые являются:
1. Частными, т.е. негосударственными. Государственные органы, создавая предприятия, преследуют, как правило, цели, отличные от максимизации прибыли.
2. Коммерческими, ориентированными на получение экономических выгод. Некоммерческие организации, созданные для удовлетворения каких-либо общественных нужд, по законодательству
не имеют право распределять между собственниками денежные суммы, образовавшиеся за счет превышения доходов над расходами.
3. Фирмами, собственность на капитал которых не принадлежит трудовым коллективам. Трудовые коллективы, являясь собственниками фирмы, заинтересованы не только в увеличении прибыли, но и в равной мере и в увеличении зарплаты.
4. Фирмами, в которых собственники либо сами управляют фирмой, либо способны заставить наёмных менеджеров управлять предприятием в своих интересах.
При условии совершенной конкуренции кривая спроса каждой фирмы имеет горизонтальный вид, а это означает, что любой объем продукции конкурентная фирма будет продавать по одной и той же цене. Особенностью конкурентных фирм является то, что их предельный доход всегда равен цене единицы товара (MR = Р), поскольку цена товара не зависит от объема выпускаемой продукции, каждая последующая единица выпуска приносит одинаковый доход, равный цене этой единицы. Поэтому для конкурентной фирмы условие максимизации прибыли принимает P=MC
Отсюда принцип (правило) максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равных их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении станет равен его цене. Поэтому, согласно теории предельной производительности, каждому фактору производства полагается тот доход, который он создает.
Распределение всех доходов можно было бы назвать в известном смысле справедливым: первоначальное распределение факторов производства характеризовалось равенством, одинаковой оплатой каждого фактора и господством совершенной конкуренции. Однако в условиях современной рыночной экономики нет ни того, ни другого, ни третьего Распределение ресурсов характеризуется значительным неравенством: каждый фактор оплачивается по-разному (труд — заработной платой, земля — рентой, капитал — процентом, предпринимательская способность — прибылью) и подчиняется разным законам распределения. Рынки факторов производства весьма далеки от условий совершенной конкуренции.